Глава IV. МОДЕРНИЗМ И ПОСТМОДЕРНИЗМ

Из книги "Почему существует мода?" (сборник): М., "Центр Благо", 2001 Г., - 128 с.


МОДЕРНИЗМ

С крахом феодализма в Европе началась новая эпоха. В одних странах она началась еще в XVII-XVIII вв. (Англия), в других — с конца XIX в. (Россия). Ее технологическое содержание довольно четко передается понятием индустриального общества. Промышленность стала ядром экономики, что предопределило ускоренную урбанизацию: большинство жителей европейских стран стали горожанами.
Создание индустриального общества в XX в. пошло двумя социально-экономическими путями - во-первых, путем капиталистического развития с опорой на механизм рынка и частной собственности на средства производства, а во-вторых — путем государственного социализма. Капитализм и государственный социализм стали разными социально-экономическими формами создания индустриального общества.
При всех социальных, политических и идеологических различиях между капиталистическим и социалистическим путями оба эти способа создания индустриального общества порождали общий тип мировоззрения, который в последние десятилетия XX в. получил название модернизма. В его основе лежало несколько тесно взаимосвязанных между собой мифов.
Одним из главных был миф о прогрессе. Согласно этому мифу, человечество, отдельная страна идут от этапа к этапу вверх по ступеням прогресса. Старое, отжившее отмирает, вытесняется новым, более прогрессивным. Отсюда вера в то, что новое всегда лучше старого, отсюда пренебрежительное отношение к старому на всех уровнях во всех формах. Проявлением этой культуры было разрушение старых памятников архитектуры для строительства новых, модных сооружений. Такая градостроительная политика характерна отнюдь не только для Советского Союза. Немало примеров ее и на Западе. На уровне личного потребления этот миф о прогрессе, пропитавший сознание людей, проявлялся в стремлении к новым моделям одежды, мебели, которые уже в силу своей новизны признавались как лучшие по сравнению со старыми. Люди выбрасывали из домов старую утварь и "старомодную" мебель из цельного дерева, на место которой покупали аналогичные предметы из древесно-стружечных плит. Так вели себя все, у кого появлялись деньги, чтобы "идти в ногу с прогрессом".
Для модернистского мировоззрения характерен культурный разрыв, а то и конфликт между поколениями. Каждое из них создавало свою субкультуру, отвергавшую субкультуру другого поколения. Еще в 1950-60-е гг. в нашей стране одежда людей 30-40-летнего возраста резко отличалась от одежды молодежи, люди этих поколений слушали совершенно разные песни, танцевали разные танцы и т.д. Молодежь свысока смотрела на старомодных "стариков", которые не могли бежать в своих вкусах в ногу со временем, с изменчивой модой.
Другим мифом модернизма был миф о единообразии мира. Из него вытекало понимание национального разнообразия как проявления отсталости, неразвитости, которые будут преодолеваться по пути продвижения вслед за эталонными культурами. Развитие рассматривалось как путь к единообразию. Отсюда тенденция превращения английского языка в мировой и англизация всех остальных языков посредством массированного заимствования слов, выражений без попыток их перевода. Из этих же корней вырастает тенденция к стремительному уничтожению национальной культуры, в том числе национальной одежды, народной музыки, промыслов, унификация быта, одежды и т.д. В основе этой модернистской тенденции в развитии культуры лежало господство массового производства, для которого единообразие производимой продукции — это снижение издержек, цены и соответственно повышение доходности.
Одной из сторон мифа о единообразии мира являлась вера в то, что есть единые для всех людей, возрастных и социальных групп, народов, эпох эталоны красоты, комфорта, питания и т.д. Отсюда - тенденция к единообразию в потреблении одежды, жилья, музыки, книг и т.д. Все, что отклоняется от этого единообразия, считается нелепым, старомодным, некрасивым. Для модернистского мировоззрения характерно понимание моды как жесткой нормы, не терпящей отклонений, которые однозначно читались как признаки несовременности.
Миф о познаваемости мира. Природа, общество считались объектами, открытыми научному познанию. Предполагалось, что наука не сегодня, так завтра в состоянии дать ответы на все тайны мироздания, дать рецепты устранения всех язв общества, всех человеческих болезней. Для модернистского сознания характерен безусловный оптимизм. Отсюда — высокий статус науки, престижность образования.
Миф об управляемости мира. Он вытекал из мифа о полной познаваемости природы и общества. Познание открывало пути, давало право управлять в соответствии с открытыми научными закономерностями. Поскольку в познании этих закономерностей одни вырывались вперед (более "культурные" нации, более образованные классы, эксперты, чиновники и т.д.), а другие отставали, не понимая, как лучше идти к собственному счастью, то насилие, принуждение в научном исправлении последних считалось вполне правомерным. В годы гражданской войны в России появился лозунг: "Железной рукой загоним человечество в счастье!".
Субъектом, познавшим истину и путь к счастью всех людей, считалось прежде всего государство. Отсюда тенденция, проявлявшаяся в разных странах в разной степени и разных формах, к усилению регулирующей роли государства, в том числе в повседневной жизни. Особенно сильно это проявлялось в обществе государственного социализма, где открыто декларировалось, что "Коммунистическая партия (читай: государство) — ум, честь и совесть нашей эпохи", что "Коммунистическая партия — руководящая сила всего советского общества" и т.д. Здесь партийно-государственный контроль глубоко проникал в сферу повседневной жизни, личного потребления. Государство присваивало себе право решать, что нужно народу, что полезно, что вредно, и в соответствий с этими "познанными" истинами принимались решения, какие фасоны одежды соответствуют духу времени и содействуют воспитанию людей, а какие отражают буржуазные нравы; решалось, какие дома строить в массовом масштабе, какова должна быть планировка квартир, в какую сторону должен изменяться быт и т.д. Личное потребление выступало как объект государственного регулирования в самых тонких своих деталях. Одним из примеров этого регулирования является факт, что джинсы, вошедшие в моду по всему миру с начала 1960-х гг., у нас запрещалось производить вплоть до конца 1980-х, когда появились первые фабрики, выпускавшие в ограниченных масштабах эту продукцию, запрещался и оптовый ввоз этих товаров в СССР. Отражением модернистского мировоззрения советского образца были попытки бороться с помощью школы, добровольных народных дружин, общественных организаций с длинными волосами, слишком узкими или слишком широкими брюками.
Эпоха модерна — это эпоха массового производства однотипных вещей. Наиболее ярким ее воплощением стал конвейер. Массовое производство порождало массовое потребление в соответствии с принятыми стандартами.


ПОСТМОДЕРНИЗМ

Модернистское мировоззрение всегда сталкивалось с иронией и критикой скептиков.
Опыт середины XX в. дал много нового яркого материала для критиков модернистского мировоззрения. Нацистская Германия показала всему миру один из крайних вариантов воплощения в жизнь модернистского проекта создания рационального общества: уничтожение психически больных людей и "неполноценных" рас, превращение уничтожения людей в фабричное производство. Сталинизм продемонстрировал миру другой вариант того же проекта: строительство светлого будущего с помощью массового террора, принудительного труда, воспитание народа с помощью тотального страха и т.д. США показали третий крайний вариант реализации модернистского мифа о науке как мостике к светлому будущему: атомные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки, продемонстрировали предупреждение скептиков прошлого о том, что наука может привести не к светлому будущему, а к уничтожению или деградации человечества.
Во второй половине XX в. в западных странах развивается интеллектуальное течение, получившее в конце 1970-х гг. название постмодернизма. Это новое мировоззрение, проявляющееся как тенденция в литературе, искусстве, науке, литературоведении, философии, социологии. На смену безраздельному господству модернистского мировоззрения пришла эпоха его мирного сосуществования со все более усиливающимся постмодернистским мировоззрением, отражающим тенденцию к формированию нового общества постмодерна.
Каковы же основные черты постмодернистского мировоззрения?
Сдвиг в обществе, приведший к формированию постмодерна, можно охарактеризовать так: ослабление государственной власти, когда-то увлекавшейся мировоззренческой миссией, углубляется изо дня в день. Упорядочение человеческих поступков и всей жизни превосходно обходится без мелочного вмешательства государства. С насущными нуждами теперь справляется рынок, который ничего так не боится, как единообразия склонностей и вкусов. Вместо нормативного регулирования поведения обывателя — его соблазнение; вместо насаждения идеологии — реклама; вместо легитимации власти — пресс-центры и пресс-бюро.
На смену представлениям о единой культуре общества и о ее прогрессивном развитии пришло трактование ее как фрагментарного феномена.
Исследователи культуры общества постмодерна отмечают, что целью нового поколения становится потребление. Но если прежде это было больше потребление хлеба насущного, то теперь это потребление символов. Потребители стран Запада проявляют тенденцию отдавать предпочтение имиджу продуктов: таким торговым маркам, как обувь фирмы Nike, автомобили ВМW и джинсы Levi. Потребители, которые могут их себе позволить, делают своего рода личное заявление с помощью потребляемых ими товаров.
Постмодернистский мировоззренческий сдвиг находит для себя питательную почву и в постсоветской России. В контексте этого сдвига уже нет единого потребителя, а есть множество типов, действующих по совершенно разным, порою противоположным правилам, грани между культурой и контркультурой размываются.
Мода теряет былую жесткость. В результате в ней мирно соседствуют черты совершенно разных стилей: юбки мини и макси, туфли на платформе и шпильки и т.д. — эклектика, немыслимая в 1960-70-е гг. Культура постмодерна дробится на множество стилей, каждый из которых имеет свое право на существование в качестве модного. Можно носить разные виды одежды и быть модным. Тенденция прогрессивного развития моды кажется уже исчерпанной: стало трудно создать что-то новое, не повторяясь. Поэтому мода постмодерна пестрит цитатами из стилей прежних лет, цитатами, которые легко узнаются.
Исчезает вера в единый эталон потребительского поведения. Для разных групп потребителей — разные эталонные группы. Поэтому одна и та же вещь почти всегда имеет шанс встретить совершенно разную реакцию.
На смену пренебрежительного отношения к прошлому, к старине, пришел ее культ. Стиль "ретро" стал символом современной постмодернистской культуры. То, что еще недавно без колебаний выбрасывали на свалку, сейчас бережно восстанавливают за огромные деньги и превращают в предмет гордости. Антикварные магазины в западных странах, и особенно в США, встречаются чаще, чем продовольственные. Каждая обеспеченная американская семья стремится иметь в своем доме предметы старины или псевдостарины, коллекционирует старые вещи, утварь, выставляя их напоказ как ценное украшение интерьера. Эта мода на старину в России еще слаба, но ее развитие не вызывает сомнений.

В раздел статей
К началу страницы
Hosted by uCoz